Контакты
8-495-201-85-94
8-905-722-76-18
Москва, ул. Ботаническая, 10д, корп.1

ДЕРЕВЯННЫЕ РЕЗНЫЕ НАЛИЧНИКИ

1

Столярные работы.

Изготовление резных наличников.

Статья про наличники:nalichnik sr

Наличники являются яркой «изюминкой» русского народного творчества и всегда привлекают внимание своими необычными узорами. Однако эти узоры – не просто результат фантазии русского мастера. В символике русских наличников, передающейся из поколения в поколение, заложены глубокие смыслы, связанные с мировоззрением древних славян и даже более древних народов.

К сожалению, сегодня наличники как объект изучения интересны в основном только для культурологов и этнографов, поэтому цель данного исследования — раскрыть на примере оконных наличников культурное и туристическое значение элементов деревянного зодчества.

Прежде всего, для изучения данной темы стоит обратиться к истории  возникновения наличников. Привычные нам окна появились  в избах относительно недавно – в XVIII-XIX в.в., когда стало использоваться стекло. До этого в основном использовались маленькие волоковые окошки. Они прорубались в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Но узорчатой резьбой украшались окна уже в те времена – доказательством тому является старинное волоковое окошко в Кижах. Орнаменты для наличников были перенесены с подзоров на крышах домов и причелин (досок по краям избы). Этим объясняется то, что на наличниках можно встретить очень древние, архаичные, символы [1].

Украшение окон было связано с их важным семантическим статусом. Окно, вид из него на природу, небо, звезды, луну, солнце являет связь человека с Космосом, Богом. Подать что-нибудь в окно нищему, божьему человеку, – значило Богу подать. Самые важные вести человек получал через окно, потому что у сообщающего их не было времени заходить в дом: он спешил поделиться новостями. Окно – это и связь с миром мертвых. Например, через окно выносили умерших некрещеных детей: они умерли, хотя еще не были приняты миром живых. «Бог дал – Бог взял». То есть, душу ребенка возвращали в мир, откуда он только что пришел. Через окно подавали на Святки колядующим, то есть, тем, кто принес божественные пожелания хозяевам [2]. Разумеется, окно должно было быть защищено от напастей. Семантика домовой резьбы была направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. Причем символы традиционной деревянной орнаменталистики четко соотносятся с символами традиционной вышивки, ткачества, росписи и других видов народного творчества, что подробно проанализировано в целом ряде работ [3-8]. Поэтому дальнейшее отнесение символики русской резьбы к древним религиозным мировоззрениям не стоит считать необоснованным и надуманным.

Позднее произведения деревянного зодчества стали восприниматься как элементы декора. В связи с этим орнамент наличников претерпел некоторые видоизменения, например, была внедрена техника выпиливания, позволяющая создавать более тонкие «кружевные» композиции. Но древние символы, изображаемые на наличниках, причелинах, подзорах передавались мастерами из поколения в поколение и, хотя они и заросли со временем декоративными элементами, но не утратили своего глубокого подтекста, зачастую не известного и самим мастерам.

Для того чтобы произвести анализ композиций, представленных на наличниках русских изб, целесообразным является вычленение отдельных элементов и символов, в различных вариациях встречающихся практически повсеместно.

Начать стоит с общей схемы устройства наличника. Оформление окна избы представляет собой своеобразную картину мира. Верхняя часть символизирует небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: верхнее небо называлось «небесной твердью», а нижнее — «небесными хлябями». Небесная твердь часто изображается в виде двускатной крыши. Небесная хлябь символизирует живительную влагу, плодородие и изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья – «груди богини плодородия, питающие землю» [9-10]. В Большой советской энциклопедии слово «хлябь» объясняется как «бездна, водные глубины, глубь» [11], что в космологическом сознании человека того времени означало, что небеса – источник, дарующий и свет, и спасительную влагу. Живительная влага может стекать и по краям окна, изображаясь в виде капель-точек.

Нижняя часть наличника соответственно символизирует твердь земную и часто имеет изображения вспаханного (ромбики с точками внутри) и засеянного (перекрещивающиеся двойные полосы) поля [1].

Боковые стороны наличника называются «полотенцами».

Эти четыре части, образующие наличник, соотносятся со временами года и сторонами света. Соответственно при нанесении на них определенных символов важную роль играет местоположение этих символов.

Например, частым является размещение солярных символов на всех четырех частях наличника. В основном с древних времен условным обозначением солнца являлось изображение ромба. Оно может помещаться слева, сверху, справа и иногда снизу от окна. Такая композиция подразумевает обращение солнца во время суток и года. В то же время, нижней части наличника ромб может означать и поле, особенно когда он немного удлинен [9, 12]. Кроме того, существуют специфические композиции, составленные несколькими изображениями солнца, в верхней части наличника. Например, при пятикратном изображении солнца (часто четыре круга окружают круг или ромб), центральное символизирует само солнце, а четыре остальных – его путь по небу во время годового цикла (иногда центр может и отсутствовать). Также солнце изображалось в виде солярной розетки или равностороннего креста, вписанного в круг, либо в виде круга с точкой в центре («глаз» неба) – если он располагается в верхней части наличника [9, 13, с. 128]. Еще один вариант изображения солярного символа – в виде небольшого полудиска в середине навершия наличника, от которого во все стороны отходят лучи.

Солярные знаки воспринимались древними славянами как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло, и считались надежным оберегом против темных, злых сил и всякой нечисти [9]. Особое значение солнца как оберега идет от язычества, от мифологических представлений, когда люди поклонялись Солнцу-Дажьбогу как высшему божеству, который дарит свет, тепло и символизирует жизненную силу [9]. Кроме того, солярные знаки имели не только функциональное, защитное назначение, но также отражали целостное мировоззрение человека того времени, его представления о мироздании. Центром всей космологической системы для человека было солнце, которое олицетворяло высшую силу и вызывало суеверный трепет перед его дарующими жизнь свойствами – светом и теплом, от которых зависел урожай.

Абсолютно иное отношение к этой символике появилось в ХХ веке. В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенный период, солярные знаки трактовались как «цветочек», либо их заменяла пятиконечная звезда [4].

Большое значение в резном украшении наличников имели громовые знаки, которые, как правило, сопровождали образы солнца. Традиционный громовый знак – это шести- или реже восьмиугольная звезда, в большинстве случаев вписанная в круг. В давние времена этот символ называли Перуновым или громовым знаком (а также коловратом, громовым колесом, Перуновым колесом). Он считался оберегом от гнева Перуна-Громовержца. Кроме того, «громовой знак» – знак мужества, воинской доблести, был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Его также часто вышивают на мужской рубахе» [15]. Кроме того, иногда этот знак означал смену дня и ночи.

На наличниках можно встретить относительно реалистичные изображения коней и птиц (лебеди, утки), которые считались «носителями» солнечного диска. Конь в славянской мифологии поднимал солнце на небо с утра, и потому он изображается в верхней части наличника, в то время как его антагонист – птица, уносившая солнце на закате, чаще фигурирует в нижней части [3, 14].

В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды.  С.В. Рябчиков полагает, что конь (кони) в целом ряде славянских сюжетов является «интегральным солярным/грозовым знаком». Существование пары коней бога-громовержца в мифических сценах подчеркивает неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, происходящую в соответствии с архаичными верованиями [5]. Чаще всего это солярные кони, которые сопровождают, а вернее, влекут за собой светило. Они обычно находятся с двух сторон от солнца и, как правило, устремлены в разные стороны, символизируя движение из прошлого в будущее [9].

Интересным фактом является перекликание данной символики с мезенской росписью, народным промыслом Архангельского края. Это опять же подтверждает древнюю историю символики наличников и её восприятие русскими крестьянами на уровне национального самосознания, памяти предков.

Еще одним зооморфным символом, который можно встретить на наличниках, является Ящер – божество нижнего, подводно-подземного, мира, которого нередко изображают в виде либо ящерицы, либо дракона – с вытянутой, как у крокодила, мордой и глазами в виде щелочек, с лапками, хвостом и иногда с крыльями. Еще до Перуна ему поклонялись в Великом Новгороде. Он — хозяин вод, водяной царь, гостем которого был гусляр-купец Садко. В славянском язычестве с Ящером были связаны очень архаичные культы, особенно распространенном на Северо-западе России. Как божество подводно-подземных сил, Ящер содействовал плодородию. Он был особенно важен для тех племен, которые жили у водных источников и зависели от них, будь то ловля рыбы или торговый путь. Считалось, что подводный хозяин по своему усмотрению может дать рыбу или оставить сети пустыми, может благополучно пропустить ладью с гостями, а может и утопить [15]. На наличниках чаще всего изображается два Ящера. Причем, по всей вероятности, в древних космологических представлениях существовал только один Ящер, один «бог-коркодел». Затем этот образ раздвоился, что можно наблюдать, например, на шаманских бляшках Северо-Востока России. Это раздвоение объясняется двойственностью функций подземного владыки: вечером он должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, а к утру он должен оказаться на востоке, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Иногда  Ящера изображали с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела [3].  Кроме того, что в какой-то момент Ящер стал хозяином небесных вод, по мнению О.Н. Захаровой, есть еще одно объяснение нахождению драконов наверху наличника: ночь представлялась более опасной, чем день и, скорее всего, драконы стерегут именно ночное солнце — оно всегда находится как бы под крышей, часто ниже драконов [15]. О.А. Захарова также предполагает, что наличие ярко выраженных ящеров в наличниках — результат взаимодействия новгородских словен и племен меря, жизнь которых была тесно связана с водными источниками.

Отдельное место в зооморфных мотивах занимают змеи, также тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Глубокие корни имеет  культ ужей-господариков, с которыми связывалось представление о дожде и об охране жилища (в частности, от мышей). Самым распространенным является изображение двух ужиков, соприкасающихся головами (обращенными в разные стороны) и образующих спиральный клубок. Пары сплетшихся в клубок змей часто располагаются около грудей женских фигурок, что соединяет змеиную тему с темой дождя в один семантический комплекс [3].

На наличниках некоторых изб можно также встретить схематическое изображение головы быка, напоминающее букву V. Бык в славянском язычестве считался священным животным, также связанным с солнцем и огнем. Его почитание восходит еще к традициям индо-ариев, а в русских народных верованиях в образе быка или коровы предстает огонь, при этом солнечный диск является глазом небесного быка. Согласно Прокопию Кесарийскому, (VI в. н. э.), славяне жертвовали быков богу — «творцу молний». У восточных славян существовал обряд заклания быка в день Ильи-пророка, заменившего древнего бога-громовержца [16]. В южнославянской космологии бык (иногда буйвол или вол) – это опора земли. Бык как жертвенное животное известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской и Орловский губерниях. Собирая в праздник (Ильин день или др.) мужскую скотоводческую братчину (пир), закалывали быка, который выкармливался всей общиной, съедали его или раздавали его мясо и сохраняли кости, которые якобы приносили удачу. Олонецкие охотники и рыболовы верили, что кость «ильинского» (т.е. зарезанного для сакральной трапезы в Ильи день) быка утраивает добычу. Те же олонецкие мужики стремились на пиру заполучить кусок бычьего мяса с костью, «чтобы захватить счастье», ибо с тем, кто имеет Ильинскую кость, всегда пророк Илья. Жертвенный бык «красного цвета» обеспечивает (через пророка Илью) ясную погоду во время жатвы и сенокоса. На Орловщине кости «оброшного» («обещанного») быка после братчины закапывали в хлеву, «чтобы не переводился скот в доме» [23]. На наличниках изображения «небесных быков» часто дополняют или вписаны в солярные знаки, символизируя силу, исходящую от солнца, солнечные лучи [5, 12].

Сильно схематизированные символы, встречаемые на наличниках,  часто имеют различные трактовки, что может быть связано с их древней историей и последующим перениманием и адаптированием к своей культуре различными народами.

Кроме изображений быка, к такого рода символам-схемам относится и «валюта» — символ, напоминающий букву «S». С одной стороны, это скифо-сарматский символ огня и солнца, с другой стороны, он также может выполнять функцию «луча» в солярных символах или изображаться самостоятельно. Непосредственно в языческой славянской традиции в большинстве случаев этот символ ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею. В ходе исследования у нас возникло предположение, что и зооморфные образы птиц и коней, описанные выше, также в некоторых случаях являются всего лишь визуальными интерпретациями непонятных скифо-сарматских «валют». Особенно это бросается в глаза при визуальном восприятии убранства наличника – порою сложно понять, что автор имел в виду – птицу, лебедя или просто узор валюты.

В целом стоит отметить, что одинаковое изображение различных символов и их перекликание – явление, свойственное резьбе наличников. Например, если вернуться к «небесным быкам», то в самом примитивном варианте V-образую форму имеет и символ «росток – крин» -  очень важный для славян символ плодородия [5]. Крин (лилия) – это трехлепестковый цветок. «Росток-крин» изображался либо в виде такого цветка с листьями, направленными вверх и вниз, либо в виде ростка-трилистника, либо в виде ростка с пятью листиками, напоминающего папоротник.

В свою очередь, изображения немного подросшего ростка – это уже отсылка к Древу Жизни — древнейшему символу, встречающемуся у многих народов, соединяющему три части мира – небесную, земную и подземную.

Представление о трехчастном мире также может быть выражено простым символом в виде трех горизонтальных линий. Этот же узор можно трактовать и как три стадии положения солнца на небе в течение дня.

Важным элементом для русского наличника является изображение богини плодородия – Макоши, или берегини. Фигурка женщины с широкими бедрами и раздвинутыми ногами символизировала плодовитость и плодородие и изображалась, как и подобает божеству, на небесной части наличника [1]. Символ плодородия «росток-крин» часто помещался внутри неё, олицетворяя зарождение новой жизни. Фигурка может размещаться в центре верхней части наличника, а может быть представлена парой, размещенной на его верхних углах.

Стоит отметить, что многие наличники поздних периодов имеют очень расплывчатое изображение богини, силуэт которой зачастую очень условно проглядывается из сплетений растений и декоративных узоров.

Это же относится и ко всем остальным символам, которые могут напоминать просто причудливые декоративные элементы. Однако многие из перечисленных нами древних символов можно разглядеть на любом наличнике русской избы.

Древние мастера по резьбе, также как и современные, мало осознавали символизм создаваемых ими изделий. Просто они делали наличники так же, как их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Тем самым они бережно сохраняли традицию, скрывавшую в себе глубокий символизм.

Поэтому изучение наличников как туристской достопримечательности носит не только культурно-познавательный, но и воспитательный характер, в очередной раз напоминая нам о том, что любой древний орнамент несет в себе глубокий смысл, настолько значимый, что он может послужить толчком к пробуждению не только национального, но и общечеловеческого самосознания.

Конечно, взятые в отдельности, наличники и другие элементы деревянного зодчества вряд ли могут иметь уникальную туристическую ценность (тем более что многие из них уже утрачены, а часть имеет исключительно декоративное назначение). Однако включение оконных наличников в качестве экскурсионных объектов в сельские и этнографические туры, особенно в однодневные туры, позволило бы значительно увеличить привлекательность отдельных сельских территорий и провинциальных городов.

С многочисленными вариантами оконных наличников домов, представленных на территории России, можно ознакомиться в сети Интернет в сводном каталоге «Наличники России и домовая резьба»: http://www.shushara.ru/windows/, а также в ЖЖ-сообществе «nalichnik_ru»:  http://community.livejournal.com/nalichnik_ru/.

Список литературы:

1. Филлипова Е. Лица вдоль дороги. Введение в тему «Наличники» // http://www.shushara.ru/windows/item.php?ID=19 (дата обращения: 15.03.2011)

2. Ильинич Т. Русское фен-шуй или о том, как наши предки обустраивали свое жилье, чтобы жить в нем счастливо и в достатке //  http://www.opentextnn.ru/space/?id=368 (дата обращения: 15.03.2011)

3. Рыбаков  Б.  А.  Язычество  древних  славян.  М.,  1981.

4. Ткаченко Н.Н. Солярная символика в культуре прошлого и настоящего // Культура в современном мире. 2011. № 1. // http ://infoculture.rsl.ru (дата обращения: 10.03.2011)

5. Рябчиков С.В. Славянская знаковая система: новые источники. Этножурнал. //http://www.ethnonet.ru/lib (дата обращения: 15.03.2011)

6. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера.— М.: Наука, 1988.

7. Жарникова С. В. Золотая нить. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003.

8. Бобринский А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнамике всех народов Европы и Азии. М., 1902.

9. Фаустова Э.Н. Символика деревянной резьбы в наличниках Одоева // http://faustova-elm.narod.ru/der_rezba.htm

10. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.

11. Хлябь // Большая советская энциклопедия // http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 10.03.2011)

12. Рябчиков С.В. Кубанские узоры: символика Вселенной // Этно Журнал  // http://www.ethnonet.ru/lib/0906-05.html (дата обращения: 10.03.2011)

13. Эрг И.Л. Орнаментика и символика домового декора деревянной архитектуры городов Западной Сибири // Мир науки, культуры, образования. – 2008. — № 5 (12).

14. Зырянова С.А. Плёсские наличники-обереги //  http://www.plios.ru/ru/index/statya/ (дата обращения: 10.03.2011)

15. Громовой знак // http://www.ta1.ru/home/4398.htm (дата обращения: 10.03.2011)

16. Толстой Н.И. Славянская мифология. Энциклопедический словарь // http://www.pagan.ru/slowar/b/byk0.php (дата обращения: 10.03.2011)

информация взята с сайта http://www.grand-sm.ru/novosti/simvolizm-nalichnikov/